Ставим Linux Mandriva на VirtualBox

 Пол года на пальцах объясняю одному начинающему "линуксоиду" что надо пользоваться виртуалками. Дал ему уже десятки ссылок как это сделать. Но толку пока никакого, тока и слышу "где найти дрова?", "как поднять звук?" А так как парень хороший, послать в /dev/null нельзя :)  Вот так эта стать и появилась.
 Виртуализация на сегодняшний день это целое направление в IT, но мы не будем лезть в дебри. Нам нужен только обычный виртуальный персональный компьютер. Смыс предельно прост - из под Windows запустить виртуальный комп, в внутри него запускать другие ОС например тот же Linux Mandriva. Преимущества очевидны: у Вас всегда под рукой ваша Windows, а Linux спокойно работает в отдельном окошке - не надо перезагружаться, чтобы сменить ОС - они работает сразу обе. Представьте, вы первый раз поставили Linux, 
Вам нужно поднять инет, а про то как это сделать написано в инете :) Надо перезагрузить комп, выбрать Windows, там посмотреть что надо, опять перезагрузить, выбрать линукс, попробовать, понять что это не то что искали... и так до бесконечности. А с виртуалкой вы 
обо всём этом забываете. Переключаетесь между ОС также как Вы переключаетесь между программами в Windows.
 Если честно то я давно использую VMware, никогда не обращал внимания на результаты всяких тестов. Чисто субъективно VMware меня полностью устраивает. Одно, что мне в ней (кстати, какого рода VMware? имхо, женского - как никак "виртуальная машина") никогда не нравилось - это цена. С VirtualBox я познакомился с первых же его версий. Очень понравился (VirtualBox пусть будет мужского рода - "виртуальный ящик"). Вот некоторые достоинства: бесплатен, сборки под все основные ОС (можно и самому собрать из исходников), довольно шустрый, динамично развивается, а ещё это проект Sun Microsystems.
 Итак, теперь нам надо скачать сам VirtualBox. Идём на главную страницу проекта. Там находим раздел “Downloads” и качаем VirtualBox 2.2.2 for Windows hosts x86/amd64 (на 13 мая 2009 г. последняя версия 2.2.2).
 Теперь нам нужен образ CD/DVD диска самого линукса. Мы скачаем Linux Mandriva. Советую скачать Mandriva Linux 2009 Spring One KDE4 – 700Mb – этого достаточно для задач данной статьи.
 Нам понадобится около 10Gb свободного места на диске. И не менее 512Mb оперативной памяти, иначе всё будет жутко тормозить или вообще ничего не получится.
 Теперь подготовим Windows к установке VirualBox:
1-е VirtualBox как и другие программы  по умолчанию установится в ProgramFiles, пусть так и будет. Но создадим на любом диске с 10Gb свободного места специальную папку, я назову её VBoxPC, там у нас будут лежать с
ами виртуальные машины. У меня получилось «D:\VBoxPC\»
2-е Разберёмся с сетью. Идём в «Сетевые подключения» (Пуск->Настройка->Панель Управления->Сетевые подключения). 

 У Вас немного всё будет отличатся, в зависимости от установленных сетевых устройств. Сюда могут, например, попасть виртуальный Bluetooth сетевой интерфейс, сетевой интерфейс DVB карты. Всё будет зависеть от установленных в Вашем компьютере реальных устройств или драйверов виртуальных устройств. Как мы видим у меня три сетевых интерфейса, у Вас может их вообще не быть. По умолчанию сетевые интерфейсы называются «Подключение к локальной сети». Советую переименовать, я например, дал названия соответствующие самой сетевой карте Atheros, D-Link и wmWare. Назовите как угодно, главное чтобы не путались что и где. Хороший способ, писать названия той сети или интернет провайдера, куда подключена сетевая карта. Так же советую отключить все неиспользуемые сетевые интерфейсы. У меня в данный момент D-Link не используется и я его отключил. (выбираем «отключить» в контекстном меню интерфейса). Теперь давайте познакомимся с адресами Ваших сетевых интерфейсов. Свойства->Пртокол Интернета (TCP/IP)->Свойства:

 Здесь ничего не надо менять, просто посмотрите, какие у вас адреса, на каком интерфейсе, чтобы иметь об этом представление. Так же это можно сделать из командной строки (Пуск->Выполнить->Открыть:cmd) с помощью команды ipconfig /all. Получится примерно так:

 Теперь начнём установку VirtualBox. Всё по умолчанию, жмём «Далее», «Далее»... Разрешаем установку драйверов виртуальных сетевых интерфейсов – «Всё равно продолжить»:

 После запуска будет предложено зарегистрироваться, мы этого делать не будем – жмём «Отмена». Регистрация даёт некоторые полезные преимущества, но нам они пока не нужны, мы только знакомимся с продуктом. Зарегистрироваться можно в любое время потом и абсолютно бесплатно, а можно и вообще никогда этого не делать :) 
Пока свернём VirtualBox и посмотрим, что у нас изменилось в «Сетевых подключениях»:

 У нас появился новый сетевой интерфейс – VirtualBox Host-Only Network. На самом деле VirtualBox создал целую виртуальную сеть. Поставил вам сетевую карту в компьютер (виртуальную) и подключил ваш компьютер к этой сети. Теперь у нас есть подключение к новой сети, к которой мы также подключим и наш виртуальный компьютер, внутри которого будет работать Linux. 

 По умолчанию виртуальная сеть имеет маску 192.168.56.0, а виртуальный сетевой интерфейс в Windows имеет адрес 192.168.56.1. Если эти параметры вступают в конфликт с теми, что у Вас уже используются в других интерфейсах. Помните? Мы как раз для этого и смотрели параметры остальных интерфейсов. Как правило, при установке VirtualBox не допустит конфликтных ситуаций. Но если у Вас появилась необходимость сменить  параметры виртуальной сети, то делаем следующее. Открываем VirtualBox, далее Файл->Настройки…->Сеть, нажимаем «Изменить виртуальную сеть хоста» (кнопка справа с иконкой отвёртки).

 Меняем адрес сетевого интерфейса Windows на вкладке «Адаптер», а параметры виртуальной сети на вкладке «DHCP сервер». Если Вы знаете, как поднять сеть в Linux то DHCP сервер можно отключить.
 Добавлю ещё, что в гостевую ОС (так называется ОС установленная внутри виртуальной машины) можно добавлять сетевые интерфейсы которые с помощью моста будут работать поверх ваших реальных сетевых подключений. Таким образом, можно будет выпустить вашу гостевую ОС напрямую в реальные сети. 
 С сетью пока разобрались, теперь диски.
 Создаём в нашей папке VBoxPC ещё две паки Disks и Machines. В первой будут лежать виртуальные жесткие диски для гостевой ОС, в виде обычных файлов. Какой большой плюс, теперь можно не бояться, что при установке Linux Вы что-нибудь отформатируете нужное. Теперь вся файловая система Linux будет всего лишь файлом Windows. А во второй прочие файлы необходимые для работы гостевой ОС, всякие настройки и логи. 
Открываем «Файл»->«Настройки…»->вкладка «Общие» и меняем пути для «Папка для жестких дисков» и «Папка для машин» на соответственно D:\VBoxPC\Disks и D:\VBoxPC\Machines:

«Файл»->«Менеджер виртуальных носителей…» Вкладка «Образы CD/DVD». Жмём кнопочку «Добавить» и указываем путь к  установочному ISO образу диска с Linux:

Это будет CD/DVD-ROM нашей машины. Linux будет думать, что он работает с настоящим приводом. А на самом деле он просто будет работать с файлом образа.
Теперь вкладка «Жесткие диски»,  кнопка «Создать». С помощью мастера создаём диск фиксированного размера – (динамические диски не всегда пригодны, не все файловые системы гостевых ОС могут с ними работать) , размером примерно 10Gb (можно и меньше, если знаете, что хватит по установку Вашего Linux). Скриншот выкладывать нет смысла, там всё аналогично CD/DVD дискам.
И теперь самое главное – создаём виртуальный компьютер. «Машина»->«Создать» или кнопка «Создать» (с голубой шестеренкой). С помощью мастера задаём следующие параметры:
Имя: Linux Mandriva (тут, в принципе, можно написать что угодно)
Операционная Система: Linux
Версия: Mandriva (или та которая у Вас, если нет в списке - то просто выберете по версии ядра )
Размер основной памяти: более 256Mb, но так что бы Windows осталось не менее 256Mb от всей установленной оперативной памяти.
Загрузочный жесткий диск: да (галочку оставляем)
Использовать существующий: выбираем то что мы и создали.
По завершению работы мастера получим следующее:

Теперь немного пройдемся по свойства в отдельности. Давайте по порядку.
Общие – увеличиваем видеопамять – 64Mb достаточно. 
Жесткие диски – ничего не трогаем.
CD/DVD-ROM – Подключить CD/DVD. Файл образа, выбираем в списке нужный.
Сеть – Адаптер1 включить. Тип адаптера не трогаем. Тип подключения: Виртуальный адаптер хоста. Имя: не трогаем.
USB – выключаем, чтобы он нас лишний раз пока не отвлекал.
Остальное оставляем как есть.
Должно получится так:

 Что мы имеем. У нас полностью готовый виртуальный компьютер. У него есть жесткий диск размером 10Gb, своя оперативная память, в его CD-ROM вставлен установочный диск с Linux, он подключен к виртуальной сети. Осталось его только включить. Не забудьте, что когда вы кликнете мышкой внутри окна с гостевой ОС, то клавиатура и мышь перейдут под её управление, для того что бы их освободить нужно нажать правый Ctrl. 
 И наконец жмём «Старт»
 Если всё пошло как надо, то VirtualBox откроет ещё одно окно с Вашей гостевой ОС, там она и будет работать. Думаю, Вы уже поняли что дальше делать ;) 

 VirtualBox имеет много приятных функций, например снепшоты. Но это уже тема другой статьи ;) Польза виртуалки очевидна. Можно экспериментировать с ОС не отрываясь от работы в Windows. Не надо каждый раз переживать за разбивку диска. Не думать о драйверах. Можно скопировать папку VBoxPC на другой компьютер и запустить там уже установленную и настроенную систему. Или скачать с инета уже готовый образ виртуалки, только «Старт» и всё, даже устанавливать ОС на виртуальный компьютер не надо.

 В общем, надеюсь, что статья Вам окажется полезной.
Удачных Вам экспериментов ;)

З.Ы. У меня VirtualBox стоит на Solaris, а внутри запущена Windows в качестве гостевой ОС.

21 комментарий:

  1. Анонимный27 мая 2009 г., 0:16

    Спасибо, хорошая статья. Поставил виртуалбокс в нем запустил убунту. Только тормозит жутко :( наверно 768 метров аперативки маловато.

    ОтветитьУдалить
  2. 768 MB памяти вполне достаточно. Обычно тормоза появляются при запущенных иксах, если настройки виртуальной видеокарты слабоваты. Для того что-бы , например KDE, не тормозил - надо поставить галочку "3D-поддержка" в настройках виртуальной видеокарты и желательно отдать не менее 64 MB видеопамяти виртуальной машине.

    ОтветитьУдалить
  3. Вышла новая версия VirtualBox 3.0.0

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный23 июля 2009 г., 18:12

    как зделать чтобы чере виртуальную систему можно было в инет и сетку выходить

    ОтветитьУдалить
  5. Виртуальная машина - это вполне самостоятельный компьютер. Поэтому тут надо идти по тому же пути, как например, если бы нам надо было подключить второй компьютер к сети/инету. Как я понимаю у Вас нет возможности дать отдельныи адрес виртуалке из той же подсети что и у хоста. Поэтому и хост и виртуалка будут пользоваться одним подключением к инету/сети. Для этого хост должен иметь виртуальный интерфейс соедененый с виртуальной сетью к котой подключена виртуалка. И на хосте настроить все небходимое нат, прокси... Т.е. сделать из хоста роутер для виртуалки. Если будет полезным, могу написать статейку, как все это поднять на деле.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный24 июля 2009 г., 16:59

    Буду весьма благодарен если напишите. Полезная статья будет не одному мне пригодится.

    ОтветитьУдалить
  7. Отличная статья, единственное , что не очень понял- каким образом можно осуществлять обмен файлами с обычной и гостевой ОС. Если можно, пожалуйста опишите решение проблемы поподробнее. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Два способа. 1-й по сети. Это так же если бы надо было решить задачу как для отдельных реальных компов. FTP, SMB, NFS... 2-й добавить в виртуалку реальный раздел, а не виртуальный. Но тут надо аккуратно, т.к. гостевая ОС получит доступ к вашему реальному разделу. Поэтому такой раздел нельзя форматировать внутри гостевой ос. Лучше примонтировать его после установки.

    ОтветитьУдалить
  9. День добрый!
    Дружище а ты пишешь статью насчёт настройки сети и инета на виртуальной бричке?
    Если написал ткни пальцем в неё, а если нет то можешь дать связь, как стобой связаться можно, желательно аську, яб тебе не много на мозг присел, но совсем немного, сильно не пристану не переживай :D

    ОтветитьУдалить
  10. Я писал как "дать" в виртуальную тачку инета. Вот эта статья -http://rootger.blogspot.com/2009/07/blog-post.html

    Я так понимаю, теперь нужен мануал как это всё настроить внутри самой виртуалки? И как я догадываюсь внутри виртуалки стоит не венда :) Так что готовлю такаю статью, поэтому кидай побольше твоих подробностей - я попытаюсь их разобрать подробнее. Насчёт он-лайна - чуть попозже, заведу отдельный акаунт ;)

    ОтветитьУдалить
  11. Привет,

    поставил в боксе мандрю 2008 сеть поднялась через NAT, но что-то никуда не ходит. Вроде всё есть, но в браузере например пустая страница, хотя он и соединяется куда надо. Не подскажешь, что бы это могло быть и как лечится? Запарился уже, но не воткнул.

    eth2 Link encap:Ethernet HWaddr 08:00:27:9B:7C:D4
    inet addr:10.0.2.15 Bcast:10.0.2.255 Mask:255.255.255.0
    inet6 addr: fe80::a00:27ff:fe9b:7cd4/64 Scope:Link
    UP BROADCAST RUNNING MULTICAST MTU:1500 Metric:1
    RX packets:40 errors:0 dropped:0 overruns:0 frame:0
    TX packets:59 errors:0 dropped:0 overruns:0 carrier:0
    collisions:0 txqueuelen:1000
    RX bytes:4736 (4.6 KiB) TX bytes:8923 (8.7 KiB)
    Interrupt:10 Base address:0xd240

    lo Link encap:Local Loopback
    inet addr:127.0.0.1 Mask:255.0.0.0
    inet6 addr: ::1/128 Scope:Host
    UP LOOPBACK RUNNING MTU:16436 Metric:1
    RX packets:70 errors:0 dropped:0 overruns:0 frame:0
    TX packets:70 errors:0 dropped:0 overruns:0 carrier:0
    collisions:0 txqueuelen:0
    RX bytes:3788 (3.6 KiB) TX bytes:3788 (3.6 KiB)


    [root@localhost ~]# route
    Kernel IP routing table
    Destination Gateway Genmask Flags Metric Ref Use Iface
    10.0.2.0 * 255.255.255.0 U 10 0 0 eth2
    169.254.0.0 * 255.255.0.0 U 10 0 0 eth2
    default 10.0.2.2 0.0.0.0 UG 10 0 0 eth2

    ОтветитьУдалить
  12. от 1.1.2010

    решено. это был виндовский файрвол. отрубайте его нафиг иначе гостевая в инет не ходит.

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный1 июля 2011 г., 9:09

    Подскажите что можно сделать? Не работает мышь в мандриве 2008. Версия VirtualBox 4.0.4 Пробовал другие линуксы там везде работают мыши, правда те линуксы по свежее. Более новую мандриву мне не нужно тестировать, хотел именно эту версию протестировать по двум причинам.
    По первой причине. Так как у меня есть старый комп на котором хотел я поставить.
    Вторая причина. Эта мандрива с приобретена официально.

    ОтветитьУдалить
  14. Для мыши можно попробовать установить "дополнения для гостевой ОС" - http://www.virtualbox.org/wiki/Guest_OSes

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный3 июля 2011 г., 4:10

    Спасибо за помощь. Задачка решилась. Оказалось надо просто в самой виртуальной оси в обнаружении устройства поставить стандартную мышь, и всё заработало. Раньше пробовал обновлять ось и USB в настройках VirtualBox включать, это всё не давало результатов.

    ОтветитьУдалить
  16. Как делать разбивку дисков Убунту в виртуальной машине, если я хочу убунту на вирталку в виндоусе комп для 64 битных операционных систем...

    ОтветитьУдалить
  17. >to marq12

    Если "хост-машина" 64-х разрядная и венда на ней 64-х разрядная, то вообще никаких проблем нет запускать в виртуалке 64-х разрядные ОС, например Убунту. Разбивка виртуального диска никак не влияет на хост-систему, для неё весь виртуальный диск, всего лишь файл.

    ОтветитьУдалить
  18. установил virtual box 4.1.22 установил mandriva 2008 установка прошла нормально но когда включаю не запускается x server.какието заморочки с видюхой как правильно ее настроить
    по ходу из двух видюх virtualmashine или mandriva ни одной не видет.видюхи radeon hd 7450m и hd 6520

    ОтветитьУдалить
  19. Опишите, пожалуйста, как установить VBoxGuestAdditions в гостевой системе Linux Mandriva. У меня ROSA Linux Fresh R2 (x64) - форк мандривы. Я в линукс новичёк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Начинать лучше с убунты, по ней больше всего туториалов для новичков. А VBoxGuestAdditions вообще можно не ставить. Какой от них толк?

      А вообще можно скачать (если не установился с самим в-боксом) http://download.virtualbox.org/virtualbox/4.3.6/
      VBoxGuestAdditions_4.3.6.iso на этом диске есть rpm пакет.

      Удалить